недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/ВторичнаяДизайн и Ремонт

Школа дизайна, о которой знает весь мир

3 679
Школа дизайна, о которой знает весь мир
Как первые дизайнеры советской России представляли ее будущее

В 1920 году в СССР слились два высших учебных заведения, и появилось новое — ВХУТЕМАС. Молодому государству нужны были дизайнеры и художники, которые помогли бы построить новый мир для советского человека. Это было время свободы, экспериментов и быстрого развития — всего за десять лет лучшие архитекторы и художники СССР смогли создать Школу, которая определила будущее мирового дизайна.

avatar

Анна Смолякова,практикующий дизайнер жилых и общественных интерьеров, преподаватель проектирования в Международной Школе Дизайна. Автор курсов и статей о дизайне

ВХУТЕМАС — новый мир для нового советского человека

ВХУТЕМАС расшифровывается как высшие художественно-технические мастерские. В 1920-м году под этим названием слились Строгановское художественно-промышленное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А цель у этого была одна — создать систему обучения новых советских дизайнеров. Ведь перед недавно образовавшимся советским государством стояла глобальная задача — построить новый мир для нового советского человека. Школа авангарда, так еще называют ВХУТЕМАС, обучала студентов анализу, самостоятельному мышлению, а не копированию образцов.

ВХУТЕМАС полностью отвечал на запросы государства и продумывал новый предметно-пространственный мир от светильника до дома

ВХУТЕМАС неотрывно связан с конструктивизмом, супрематизмом Малевича, кубизмом Пабло Пикассо — новая Школа родилась на базе авангардных течений начала XX века. И в это же время в Германии появился Баухаус (Государственная высшая школа строительства и формообразования, или Staatliches Bauhaus — Государственный Дом строительства — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год — Ред.): в 1920-е годы и сегодня ВХУТЕМАС и Баухаус считаются ключевыми Школами, повлиявшими на весь дизайн и архитектуру XX века в целом. Они сформировали инновационные методы обучения дизайнеров: через слияние художественных, технологических и научных дисциплин. Проекты студентов разрабатывались в мастерских на практике.

С появлением ВХУТЕМАС в советской России искусство перестало быть отвлеченной элитарной областью. Произошло перерождение искусства в дизайн — в реальные предметы, спроектированные по принципам, продиктованным временем и представлениями о новой жизни того периода. ВХУТЕМАС полностью отвечал на запросы государства и действительно продумывал этот новый предметно-пространственный мир от светильника до дома, поэтому структура учебного заведения включала в себя несколько направлений — архитектуру, скульптуру, живопись, дерево- и металлообработку, а также текстильный, полиграфический и керамический факультеты. Это было время поиска новых форм в дизайне и архитектуре.

В 1926-м году ВХУТЕМАС преобразовали в институт, и аббревиатура изменилась на ВХУТЕИН. Он просуществовал до 1930-го года. Слишком независимое мышление дизайнеров стало неудобным правительству. Гонения на авангардистов со стороны государства привели к расформированию ВХУТЕИН.

Александр Михайлович Родченко — декан ВХУТЕМАС, который мог все

Кто мог взять на себя роль создателей новой системы обучения? Только ведущие архитекторы и художники того времени. Александр Родченко (1891 — 1956) стал первым деканом ВХУТЕМАС, который смог собрать команду преподавателей из лучших специалистов. Александр был художником, графиком, предметным дизайнером, занимался декорациями в театре и кино и экспериментировал с фотографией.

Александр Родченко на перилах, 1930 год

Александр Родченко — первый декан ВХУТЕМАС. Он смог собрать под крышей нового учебного заведения лучших преподавателей СССР

Один из самых известных проектов Родченко — «Рабочий клуб», который он создал в 1925-м году для советского павильона Всемирной выставки в Париже. Проект как раз и отражал тот новый мир с реформированным бытом советского человека. Практически вся мебель «Рабочего клуба» могла трансформироваться, а само пространство было выполнено в традиционных для конструктивизма цветах — черном, красном, сером и белом. Сама идея предметов-трансформеров была не новой для начала XX века, но «Рабочий клуб» содержал в себе еще и философию жизни нового советского человека. Кроме этого Родченко представил новый в социальном отношении тип интерьера — со всеми функциональными зонами: библиотекой-читальней, зоной для игры в шахматы и складной трибуной. Подразумевалось, что интерьерные части клуба можно было полностью собрать, поехать с ним по стране и разложить их в любом нужном месте. Это, конечно, выделило советский стенд от других на Всемирной выставке.

Александр Родченко вместе с Эль Лисицким придумали новый стиль в полиграфии: шрифты, асимметрия и динамика в композиции олицетворяли освоение воздушного пространства, электрификацию, стремительность и скорость. Новый стиль стоит оценивать с точки зрения новых композиционных приемов и того, как свободно они работали с текстом.

Кроме этого, Александр Родченко ввел инновационные приемы в создании фотографии. Он много снимал снизу, лежа на земле, любил взбираться на лестницы и снимать высокие виды сверху. Родченко все обычное превращал в необычное. У него словно были волшебные очки, через которые весь мир воспринимался им по-особенному.

Лазарь Маркович Лисицкий — новые шрифты и полиграфия

Лазарь Лисицкий (1890 — 1941) — один из крупнейших представителей авангарда. Он занимался живописью, графикой, архитектурой, типографией, фотографией и дизайном. Лисицкий никогда не причислял себя к какой-то одной сфере, а считал себя универсальным художником-изобретателем. С его именем в первую очередь связан синтез нескольких художественных приемов, что отлично видно в Проунах (Проун — проект утверждения нового — Ред.) — серии графических работ, основанной на супрематизме Малевича и на всех пластических принципах конструктивизма. Именно Проуны и принесли Лисицкому мировое признание.

Помимо Проунов еще одной культовой работой Лисицкого считается «Супрематический сказ про два квадрата». Это иллюстрация в нескольких картинках того, как СССР собирался строить новый мир. Эль Лисицкий («Эль» — сокращенное написание его имени Элиэзер на иврите. Подписывая так свои работы с 1920-х годов, он вошел в историю мирового искусства как El Lissitzky — Ред.) внутри конструктивизма смело создал свой собственный стиль, поэтому его работы сразу выделяются на фоне остальных. Всю его динамику, отточенный художественный образ и любимые три цвета — черный, белый, красный — можно также увидеть в работе «Клином красным бей белых».

Кроме того, у Эль Лисицкого был проект горизонтального небоскреба, который опередил свое время, но так и остался на бумаге. Хотя на основе его идеи были построены реальные объекты по всему миру.

На дерметфаке ВХУТЕМАС Лисицкий вел собственный курс по интерьеру и предметному  дизайну. Под его руководством студенты создавали макеты жилых пространств и мебель-трансформеры: например, откидная кровать и складной стул.

Советский текстиль как прием агитации и вдохновение для современной моды

Агитационный советский текстиль отличался ярчайшим визуальным рядом наряду с работами Лисицкого и Родченко. Агитация, которая превратилась в искусство — это наиболее значимый результат деятельности текстильного факультета ВХУТЕМАС. Художники изображали на тканях танки, сенокос, тракторы, солдат — и все это имело высокую художественную ценность, учитывая сложную специфику создания орнаментов для тканей. Ведь в единую и непрерывную систему нужно было соединить многое: размер и назначение рисунка, тип и пластику ткани, направленность геометрии, масштаб и т.д. Над этим работали выдающиеся преподаватели ВХУТЕМАС Любовь Сергеевна Попова (1889 — 1924) и Варвара Федоровна Степанова (1894 — 1958).

Если внимательно посмотреть на ткани Любови Поповой, то снова можно увидеть абстракцию конструктивизма. В ее работах используются сложные геометрические приемы и иллюзии, например, с наложением треугольников — так зарождалось оптическое искусство. И все это делалось, естественно, вручную, по линейке.

ВХУТЕМАС перевернул мир за 10 лет

20-30-е годы XX века в СССР мы помним по печальным событиям, связанными с репрессиями. Но искра свободы ВХУТЕМАС всего за 10 лет успела разгореться в мощное пламя, которое до сих пор влияет на мировой дизайн и архитектуру. В Школе авангарда внедряли новые методики преподавания, которые кардинально отличались от академической системы. Это было развитие по вертикали — не плавный переход, а просто «вылет в космос». Благодаря этому мир за несколько десятилетий перевернулся. Если вы посмотрите на классическое здание и конструктивистское, то сразу все становится понятно.

И сегодня признанные высшие учебные заведения Москвы базируются на методиках ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН: Московский архитектурный институт образовался на основе его архитектурного факультета; Московский Государственный Академический художественный институт им. В.И. Сурикова — на базе его живописного факультета; прототипом Московского государственного университета печати стал полиграфический факультет ВХУТЕИН; на базе текстильного факультета образовался Институт культуры и искусств. А выпускники ВХУТЕМАС определили лицо всего советского искусства XX века.

Пример того, как современные дизайнеры вдохновляются советским текстилем при создании новых коллекций

Нет более знаковых событий в истории мирового дизайна, чем образование ВХУТЕМАС в СССР и Баухаус в Германии. Эти две Школы постоянно общались между собой. Например, Василий Кандинский лично преподавал в Баухаус. Больше нигде так серьезно и основательно не занимались теорией и практикой дизайна. 20–30-е годы XX века — время постоянной генерации новых идей. И сегодня, вот уже 100 лет, мы применяем в дизайне и искусстве все то, что было разработано лучшими преподавателями ВХУТЕМАС и позднее ВХУТЕИН.

Комментарии 0
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru